Установленные законодательно документы о временной нетрудоспособности, будь то заболевание, отпуск по беременности и родам или необходимость ухода за близким членом семьи, оформляют лицензированные медучреждения. Ими могут воспользоваться только официально трудоустроенные сотрудники нашей страны.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Это быстро и БЕСПЛАТНО!
Больничные листы являются первичными документами для работодателя. Срок их хранения в бумажном варианте составляет 5 лет. В 2020 же году появилось и понятие электронного больничного листа. Какие характеристики имеет данный документ? Кто и как его заполняет? Будут ли и дальше применяться листки о нетрудоспособности в бумажном варианте? Обо всем этом — в статье.
Что это такое?
Электронный больничный лист – это документ, с помощью которого жители нашей страны с 2020 года смогут не только лечиться, но и официально получать пособие по нетрудоспособности в любом регионе России.
Электронный документооборот доступен пока в некоторых регионах, работа по организации процесса находится в процессе тестирования.
Цели введения
Задача электронных листов нетрудоспособности заключается в упрощении взаимодействия медицинских учреждений, ФСС и работодателя.
При введении электронных больничных законодатели ставят следующие цели:
- продвижение электронного документооборота и систематизация электронной отчетности;
- защита от подделок при применении электронной цифровой подписи;
- снижение трудоемкости обработки документов с помощью новой технологии оптимизации обмена данных между госучреждениями;
- экономия времени и денежных средств;
- снижение числа ошибок при заполнении документа;
- удобство для пациента: невозможно потерять и не нужно ходить по кабинетам за подписями.
Плюсы и минусы
Как при любом нововведении есть положительные и отрицательные аспекты.
Положительные аспекты:
- Уменьшение объема документооборота, снижение расходов предприятия: документы напрямую оформляются медицинским учреждением, ФСС и работодателем.
- Конфиденциальность при установлении заболевания для пациента.
- Исключение риска получения подделки и ее оформления.
- Упрощение контроля ФСС по оплате больничного листа.
- Отмена штрафных санкций за ошибки при заполнении.
- Проверка сведений в ФСС от работодателя напрямую.
Отрицательные аспекты:
- Необходимость переобучения персонала медучреждений и наличие человеческого фактора в допущении ошибок.
- При новом электронном нововведении программное обеспечение может дать сбой, а на бумажном носителе ни у кого из сторон (медорганизация, ФСС, работник) не останется доказательств болезни работника.
- Для оплаты пособия по больничному листу необходимы банковские реквизиты сотрудников, это предусматривает сбор заявлений от персонала.
- В больших компаниях потребуются дополнительные штатные единицы, что приведет к увеличению расходов на оплату труда.
Как будет работать такой документ?
Работа в системе по электронным листкам нетрудоспособности в 2020 году не представляет большой сложности.
Все заинтересованные организации (медучреждения, ФСС и работодатель) должны быть подключены к системе нового электронного документооборота.
Вот как это работает между всеми участниками:
На обработку данных в электронном документе выделяется 10 календарных дней.
Главное для врачей — внимательность при заполнении всех полей листа нетрудоспособности.

Про удержание алиментов с листка нетрудоспособности читайте тут.
Как сейчас?
Пилотный проект по внедрению электронного документооборота в отношении больничных листков был запущен в 2014 году.
Он велся в некоторых «пилотных» регионах страны:
- Москве;
- Татарстане;
- Крыму;
- Астраханской;
- Белгородской;
- Тамбовской;
- Самарской области;
- Хабаровском крае.
В проекте участвовали более 150 медучреждений, в электронном виде больничные смогли оформить полмиллиона пациентов. В результате проект оказался успешным.
Сегодня пробное тестирование завершено. С июля 2020 года новые бланки электронных больничных листов действовуют по всей стране.
Одобрен ли закон?
Законопроект №27110-7 был одобрен Госдумой. Документ вступил в силу с 1 июля 2020 года.
Изменения с 1 июля 2020 года
Федеральный закон от 01.05.2017 N 86-ФЗ изменения в Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ и Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ в части взаимодействия госучреждений и работодателей через электронную отчетность путем оформления электронных больничных листов.
Теперь электронный документ имеет такую же юридическую силу, как и его прежняя бумажная версия. Применение новой формы листков нетрудоспособности возможно с письменного согласия застрахованного лица.
Кроме того, произошло повышение МРОТ с 7500 рублей до 7800 рублей. Это увеличило дневное пособие при расчете больничного листа по МРОТ.
С 1 июля 2020 года пособие будет оплачиваться из расчета 256,44 рубля (24х7800/730).
Электронные больничные листы в 2020 году
Введение электронного документооборота по больничным листам улучшит и облегчит работу госучреждений и предприятий. А заболевшему пациенту не придется ходить по кабинетам за подписями ответственных лиц.
По окончании болезни работнику нужен только электронный номер для извещения работодателю.
Как будет осуществлен переход?
Для постепенного перехода от бумажных документов на электронные, законодатели дали возможность адаптироваться всем участникам новой программы (медучреждение, ФСС, работодатель).
По этой причине листки нетрудоспособности будут пока действовать как в бумажном, так и электронном виде по согласованию с заболевшим сотрудником.
Как рассчитывают законодатели, к концу отчетного периода 2020 года все будут готовы пользоваться современными бланками.
Как оформить?
Порядком оформления современного бланка листа по нетрудоспособности занимаются медучреждения и работодатель.
Сам бланк делится на два раздела:
- первый раздел (для врача) – заполняет данные о пациенте и дни болезни, подписывает электронной подписью;
- второй раздел (для работодателей) – вписывают данные сотрудника, суммы начисленного пособие по временной нетрудоспособности и отправляют в ФСС.
Схема оформления такова:
- Врач берет согласие от пациента в письменной форме на заполнение больничного листа в электронном виде;
- Врач в электронной программе заполняет все данные больного, проставляет нужные галочки и подкрепляет электронной подписью.
- По окончании болезни работника доктор закрывает больничный лист и отправляет в ФСС и по месту работы пациента.
- Работник сообщает работодателю, что больничный лист закрыт. В электронной программе бухгалтер начисляет пособие по нетрудоспособности и отправляет его в ФСС.
- Фонд социального страхования, проверив на правильность заполнения, дает заявку на оплату пособия.
- Оплата поступает на банковскую карту работника.

В каких случаях не оплачивается больничный лист после увольнения? Узнайте тут.
Нужно ли устанавливать испытательный срок внутреннему совместителю? Об этом — здесь.
Кто оплачивает?
Правила оплаты пособия остаются такими же, как и на бумажном носителе.
Страховые случаи | Количество дней за счет работодателя | Количество дней за счет ФСС |
Болезнь самого работника | 3 дня | Все остальные дни |
При уходе за больным членом семьи в связи с карантином, протезированием или для долечивания в санаторно-курортных организациях | — | Все дни |
По беременности и родам | — | Все дни |
Как подготовиться работодателям?
Работодателям для работы с электронными больничными листами необходимо пройти регистрацию на сайте cabinets.fss.ru, получить сертификат для использования ЭЦП (электронная цифровая подпись).
В своем личном кабинете работодатель (страхователь) может:
- получать данные по новым закрытым электронным больничным листкам (ЭБЛ);
- просматривать и печатать документы;
- вводить данные в открытые ЭБЛ;
- экспортировать данные для формирования и подписания реестров для отправки в ФСС;
- осуществлять поиск и просмотр реестров, журнала обмена данными с ФСС;
- осуществлять поиск по личным данным (ФИО, СНИЛС) и статусу пособия;
- выгружать списки ошибок, найденных при проверке реестра и пособий;
- формировать заявки в Фонд соцстрахования.
Введение электронных больничных листов – демонстрация эффективности новой системы документооборота за счет уменьшения риска потери, подделки и порчи документа, быстрого обмена данными между участниками проекта с целью безошибочного начисления и оплаты пособия по нетрудоспособности.
Внимание!
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
- Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
- Позвоните на горячую линию:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.